Грузоперевозки металла: типы и особенности
Металлические изделия и металлолом не относятся к опасным или хрупким грузам, но требуют соблюдения определенных правил при перевозке. Такие услуги регулярно требуются не только промышленным предприятиям, но и частным лицам.
Особенности перевозки изделий из металла
Металлические изделия классифицируют исходя из параметров:
габаритные, если размеры и вес не выходят за установленные пределы (в метров в длину и весом 25 тонн);
длинномерные — свыше 8-ми метров в длину;
тяжеловесные — весом более, чем 25 тонн.
Для транспортировки первой категории используют тентованные автомобили. Длинномерные изделия перевозят в основном полуприцепами и прицепами-роспусками. Для тяжеловесных грузов используют прицепы с большой грузоподъемностью.

Из-за неосторожных действий при перевозке изделий из металла иногда существует угроза механических повреждений и остаточных деформаций. Кроме того, черные и цветные металлы, сплавы и готовая металлическая продукция портятся под влиянием атмосферного воздуха. Условия хранения и транспортировки таких изделий указаны в технических условиях и ГОСТах.
Подготовка к транспортировке металла
Правила подготовки к перевозке металлических изделий регламентированы ГОСТом 26653. Наиболее распространена транспортировка металла пачками, но также используют связки или пакеты. Упаковка представляет собой металлические изделия определенной длины, перевязанные металлической лентой или проволокой, согласно ГОСТу.
В зависимости от типа груза, требования к упаковке разные.

Перевозка металлических изделий
- швеллеры, двутавры, уголки, металлопрокат из стали штабелями укладывают на деревянный настил;
- винты, гайки, болты, шайбы, заклепки перевозят в таре;
- плоские металлические сетки должны быть связаны в пакеты;
- стальные канаты должны быть смотаны в бухты или накручены на барабан;
- для обвязки рулонных сеток из металла применяют мягкую проволоку;
- некоторые изделия металлопроката перед транспортировкой должны быть обособлены деревянными прокладками;
- электроды перевозят в ящиках, обернув бумагой;
- металлическую проволоку для сварочных полуавтоматов доставляют в ящиках или специальной тарной ткани, предварительно она должна быть скручена в бухты и покрыта влагоотталкивающей бумагой;
- сплавы и цветмет связывают пачками и помещают в тару;
- при транспортировке листов и профилей из сплава алюминия нельзя размещать под ними подкладки из стали.
Перевозка металлических труб
Для транспортировки трубной продукции используют решетки, ящики и прочую жесткую упаковку. В них укладывают стальные трубы диаметром до 6 см и толщиной стенок менее 0.1 см, а также диаметром 6-12 см и толщиной стенок 0.15 — 0.3 см.
В совместной таре можно перевозить пакеты труб с разными характеристиками и параметрами, но при этом необходимо использовать отдельную увязку. Если погрузка будет выполняться ручным способом, масса одного грузового места не должна превышать 80 кг. Пакеты металлических труб одного сорта увязывают в двух и более местах. При использовании погрузочной техники они могут весить до 5 т.

Металлические трубы диаметром более 159 мм перевозят поштучно. Чтобы влага не проникла ко внутренней поверхности, гнутые изделия и концы отводов необходимо изолировать. Для перевозки труб диаметром до 10 см используют контейнеры, исключая попадание осадков. Изделия гнутого типа и с небольшим диаметром (до 10 см) можно перевозить в бортовом транспорте, главное — они не должны двигаться и ударяться о кузов или друг о друга.
Перевозка лома металла
Транспортировка металлолома происходит несколько иным путем. Обычно эта процедура подразумевает несколько этапов. Сначала владелец металлолома договаривается с транспортной компанией о его вывозе со своей территории в пункт приема. Здесь его сортируют и дезинфицируют, после чего требуется перевозка лома металла к перерабатывающим предприятиям. Обычно пункты приемы и переработки вторсырья находятся вблизи железнодорожных и морских путей. Но несмотря на это, для таких грузов чаще используют автомобильный спецтранспорт. Обращаясь к услугам транспортно-экспедиторских компаний, изначально следует искать не самые выгодные тарифы на грузоперевозки металлолома и продукции металлопроката, а наиболее качественное оказание таких услуг и достаточный опыт работы с такими грузами.
Металлолом относится к нестандартным грузам, его подготовка к транспортировке и погрузка — крайне сложный процесс. Негабаритный экскаватор на ходу может самостоятельно заехать на трал. Но в не подлежащем ремонту виде он становится грудой металла и иногда даже не подлежит разборке — например, после ДТП. Поэтому перевозка лома металла проходит дольше и сложнее, чем металлических изделий.
