Перевозка стальных труб: правила, особенности, порядок
Работа строительной и промышленной сферы тесно связана с прокладыванием коммуникаций – водопроводных, газовых, канализационных. Поэтому автоперевозка труб – одна из наиболее частых задач, с которыми сталкиваются транспортные компании. Конструкция – специфическая и зачастую громоздкая, ее транспортировка проходит с учетом характеристик изделия и других факторов. Транспортно-экспедиторская компания «Интерфрахт» имеет большой опыт грузоперевозок труб различных параметров. Более 20 лет мы успешно организовываем внутренние и международные перевозки таких изделий и хорошо знаем специфику подобных работ. Здесь расскажем о том, как должна проходить перевозка труб автотранспортом, согласно требованиям завода-производителя и установленным нормам.

Особенности автоперевозки труб
Сложность перевозки труб обоснована главным образом неустойчивостью положения такого груза. Если не закрепить его правильно, перемещение по кузову или платформе приведет к угрозе целостности изделий и жизни участников дорожного движения. Подвижность труб в процессе движения транспорта может привести к аварийной ситуации, вызывая смещение центра тяжести.
Доставку такого груза на большие расстояния удобно производить посредством железнодорожного сообщения. Однако эта сфера недостаточно приспособлена к таким видам грузоперевозок, далеко не во всех пунктах назначения оборудованы подъезды. Поэтому автомобильные перевозки трубных конструкций к местам ж/д погрузки или непосредственно в пункт назначения – самые выгодные, быстрые и удобные. Для изделий до 4 метров в длину используют фуры, для длинномерных – полуприцепы.
Размеры и маркировка стальных труб
В ГОСТе 10704-91 описаны такие типоразмеры стальных труб, исходя из диаметра:
· менее 114 мм;
· 114 мм – 530 мм;
· более 530 мм.
Существует также классификация очень крупных изделий, используемых в магистральных нефтепроводах, газоотводах, а также канализационных и дренажных системах для больших объемов воды, колодцах с диаметром 720 – 1020 мм и 1420 – 2020 мм. Для труб большого диаметра используют мерную длину 11.5 м.
Перед отправкой такого груза обязательно должна быть нанесена маркировка. В ней обозначен диаметр резьбы, внешний диаметр в поперечном срезе, размеры условного прохода – G, Dh, Dy соответственно. Ее наносят на поверхность изделий или прикрепляют специальные съемные ярлыки. Международные перевозки требуют нанесения маркировки на языке отправителя и получателя. Если предусмотрен транзитный проезд через государства, то маркировку выполняют и на английском языке.

Нормы касательно маркировки и упаковки, транспортировки и хранения стальных труб регламентированы ГОСТом 10692-80:
· маркируют каждую единицу груза диаметром более 159 мм и толщиной стенок более 3.5 мм, с диаметром от 114 мм – по требованию заказчика;
· информацию наносят с отступом от края в пределах 20-500 мм, помечая яркой краской;
· холоднодеформированные трубы в пакетах до 450 мм, а также с диаметром менее 159 мм и светлой поверхностью маркируют с помощью ярлыков (один ярлык на один пакет из трех труб).
Упаковка для перевозки стальных труб
Трубные изделия перед тем, как перевезти, увязывают в скаты или пачки, в зависимости от размеров:
· трубы с диаметром до 160 мм плотно размещают в пакеты, обрешетку или деревянную тару;
· для увязки труб с диаметром 160-250 мм, а также холоднодеформированных до 450 мм используют транспортные пакеты;
· большого диаметра трубы укладывают поштучно на платформу седельного тягача или низкорамного трала.
При перевозке такого груза автомобильным средством можно использовать надежные системы креплений вместо упаковки – цепи, ложементы, ремни. Для фиксации стальных изделий цилиндрической формы используют коники – специальные приспособления, которыми закрепляют груз, и они же выступают ребрами жесткости.
При железнодорожной транспортировке труб необходимо использовать специальные прокладки, чтобы изолировать стальные изделия от поверхности платформы. Если их диаметр составляет 0.5 – 1.4 м, доставку производят на трубовозах с платформами.
Перевозка воздушным транспортом происходит с использованием защитной тары. Если это экспортируемая продукция, ее укладывают на деревянные подложки и поддоны, пропитанные специальным составом.
Если трубы имеют такие размеры, которые превосходят длину техники, выступающие края необходимо обозначить красными фонарями или ярко-красным материалом. Это необходимо для того, чтобы показать другим участникам дорожного движения размеры подвижного состава с грузом, тем самым предупредить аварийную ситуацию на дороге.
